• Каталог продукции
  • О компании
  • Поддержка
  • OwenCloud
  • Учебный центр
  • Форум
  • Профиль
  • Системы защиты двигателей в современных АСУТП

    Асинхронные двигатели составляют львиную долю парка двигателей в системах жилищно-коммунального хозяйства. Почти все насосы, вентиляторы, компрессоры реализованы именно на базе таких двигателей. Их популярность обусловлена высочайшим среди всех типов двигателей уровнем надежности и компактностью. Но и они порой выходят из строя.

    Причины поломки асинхронных двигателей

    Рассмотрим наиболее распространенные поломки асинхронных двигателей:

    1. Обрыв фазы в цепи питания двигателя. В этом случае электродвигатель не запускается. Причиной может быть обрыв фазы, чаще всего – в клеммной коробке двигателя.
    2. Межвитковое замыкание. Это замыкание между витками одной катушки или секции обмотки. Чаще всего возникает из-за перегрева обмотки или некачественной изоляции.
    3. Обрыв обмотки. При возникновении этой неисправности во время работы двигателя он быстро теряет мощность и перегревается.
    4. Неисправность крыльчатки обдува. Деформация или неправильная установка крыльчатки приводит к перегреву двигателя, хотя он и может продолжать работать.
    5. Дисбаланс ротора. Возникает из-за износа рабочих узлов двигателя, изменения посадки дисков или ослабления креплений деталей ротора.
    6. Неравномерный зазор между статором и ротором. Это вызывает одностороннее притяжение ротора к статору, что создает повышенную нагрузку на вал и подшипники.

    Решения для защиты асинхронных двигателей

    Неисправность асинхронного двигателя, какой бы редкой она ни была, необходимо своевременно диагностировать и передать информацию о ней на верхний уровень. Самый простой вариант решения – использование защитных реле двигателя. Для шкафа управления двигателем оптимальным вариантом будет набор из теплового реле и реле напряжения или контроля фаз.

    Реле контроля фаз (РКФ) — это устройство, которое защищает асинхронные двигатели от неполадок, связанных с напряжением, током и частотой в подключенной нагрузке.

    Реле контроля фаз работает путем измерения параметров электрической сети, таких как напряжение, ток и частота. Оно сравнивает эти параметры с заданными настройками и, если они выходят за допустимые пределы, отключает нагрузку, чтобы предотвратить повреждение оборудования или опасные ситуации.

    РКФ обеспечивает защиту двигателя по контролю напряжения, тока, частоты, а также по контролю порядка чередования фаз. РКФ обнаруживает обрыв фазы, защищает двигатели от перегрева, короткого замыкания и перенапряжения.

    Реле напряжения и тока — это устройство, которое автоматически отключает подключенную нагрузку (например, двигатель, ТЭН, трансформатор или лампу) при выходе напряжения или тока за установленные пределы. Данное реле защищает при пониженном и повышенном напряжении, перегрузке по току; регулирует пороги срабатывания по низкому и высокому напряжению и току, а также времени срабатывания и восстановления. После отключения реле автоматически восстанавливается.

    Тепловое реле для электродвигателя—защитное устройство, которое предохраняет двигатель от перегрева. Оно реагирует на возросший ток и, в зависимости от его величины, через какое-то время разрывает цепь питания, тем самым сохраняя обмотки двигателя целыми. Принцип действия тепловых реле основан на изгибании биметаллического элемента при нагреве. Биметаллический элемент выполнен из двух металлических пластин с разными коэффициентами линейного расширения. При нагреве одна из пластин удлиняется в большей степени, а поскольку пластины скреплены, происходит изгиб всего элемента.

    Типы реле и их защитное воздействие

    Реле защиты двигателей необходимы для предотвращения повреждения оборудования, обеспечения надёжности и безопасности электрических систем, а также для снижения перебоев в работе.

    Тепловое реле защищает двигатель от перегрева. Самыми распространенными местами перегрева являются обмотка статора, ротор, подшипники, точки электрического подключения.

    Реле напряжения защищает двигатель от перегрузки. Реле отслеживает ток и при превышении заданных пределов отключает питание, предотвращая поломку двигателя и возможные негативные последствия.

    Реле контроля фаз дополнительно к контролю уровней напряжения отслеживает дисбаланс фаз, так как это приводит к перегреву двигателя и механическим нагрузкам.

    Обычно защитные реле работают по принципу электромагнитных реле, быстро изолируя двигатель и тем самым защищая его. Примером таких реле являются реле MEYERTEC PCR (старт продаж запланирован на 3 квартал 2025 года), позволяющие защищать асинхронные двигатели от перегруза и перекоса фаз как в трехпроводной схеме подключения, так и в четырехпроводной (с нейтралью).

    Реле контроля фаз MEYERTEC PCR

    Микропроцессорные реле защиты – следующий этап развития систем защиты двигателей. В отличие от аналоговых реле, которые срабатывают при достижении заданного порога, микропроцессорные приборы непрерывно анализируют электрические параметры и профили нагрузки, обеспечивая защиту двигателя в режиме реального времени на основе сложных вычислений. И, конечно же, информируют о состоянии двигателя систему верхнего уровня (ПЛК или SCADA). Они используются для ответственных приводов и энергоэффективных систем. В последнее время именно микропроцессорные реле получают всё большую популярность, т.к. их применение позволяет вести мониторинг состояния двигателей. То есть не только предотвращать поломку двигателя, но и запускать аварийную программу или, как минимум, логировать события перед аварией.

    Хорошим примером такого рода приборов является устройство защиты двигателя ОВЕН УЗД1.

    УЗД1 — это система защиты и управления двигателем, которая обеспечивает мгновенный мониторинг всех его параметров. Прибор позволяет производить пуск, реверс и останов электродвигателя путем управления внешними контакторами или другими устройствами для пуска двигателя.

    Особенностями данного прибора является быстрый ввод в эксплуатацию за счет удобной настройки в Owen Configurator через современные интерфейсы связи (RS/ETH/USB) и передача текущих параметров двигателя. Это позволяет предупредить аварийное состояние двигателя и его выход из строя. Помимо защитных функций УЗД1 позволяет реализовать запуск двигателя в режиме двухступенчатого пуска (схема «звезда-треугольник» и схема с добавочными резисторами). В качестве датчиков прибор использует датчик температуры и стандартные трансформаторы тока (номинальный ток вторичной обмотки 1 А или 5 А).

    Устройство защиты двигателя УЗД1

    Устройство защиты двигателя УЗД1

    Несколько проще обстоит дело с построением защиты двигателя в системах, где им управляет частотный преобразователь. Он контролирует состояние двигателя и сети, поэтому без дополнительных устройств может не только осуществлять управление частотой вращения двигателя, но и обеспечивать его полную защиту по току, напряжению и температуре.

    Такой функционал поддерживается, например, в новых частотных преобразователях под брендом MEYERTEC и ОВЕН.

    Частотный преобразователь MEYERTEC VFD1

    Помимо защитных функций частотный преобразователь выполняет функцию передачи данных на верхний уровень с помощью выходов или по интерфейсу с помощью специального регистра аварий (чаще называется – слово состояния). Чаще всего такой регистр представляет из себя битовую маску, каждый бит которой отвечает за определенный вид аварии.

    Слово состояния ПЧ MEYERTEC (пример)

    Слово состояния ПЧ MEYERTEC (пример)

    Для самых крупных приводов и ответственных применений могут быть использованы специальные системы контроля вибрации, которые дополнительно к данным с частотного преобразователя позволяют оценить состояние двигателя и составить прогноз его работоспособности. Подобные системы предиктивной аналитики в последнее время набирают все большую популярность и получают распространение не только в энергетике, но и в станках и даже в ЖКХ.

    Выбор системы защиты двигателя зависит от бюджета и сложности задачи, а также от необходимости балансировать между стоимостью, функциональностью и требованиями к интеграции в общую систему управления предприятием. Для простых систем управления, где важна надежность, оптимальным решением остаются аналоговые реле перегрева и перекоса фаз. В ответственных применениях, требующих расширенного функционала и гибкости, предпочтительны микропроцессорные реле защиты и частотные преобразователи. В условиях Индустрии 4.0 необходимы интегрированные системы защиты (АСУТП, MES, ERP), обеспечивающие мониторинг в реальном времени и предиктивную аналитику.

    Поделиться
    Используем куки и рекомендательные технологии
    Это чтобы сайт работал лучше. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на использование файлов куки.
    OK
    Товар добавлен!
    Модификация:
    Цена:  ₽ ( ₽ за . Кратность отгрузки:  .)
    Продолжить выбор
    Перейти к оформлению