Просмотр полной версии : Инженерная психология
Как только я стал программировать на С, то всегда старался придерживаться так называемых правил "хорошего тона" (форматировал исходный код для легкого восприятия и понимания). Когда начал рисовать первые мнемосхемы и собирать пульты (щиты) управления, то столкнулся с недостаточным пониманием и знанием Инженерной психологии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BD%D 0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0 %BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F). Углубившись в тему я, иногда, часами наблюдал за работой аппаратчиков и много времени обсуждал с ними, что и как нужно сделать, чтобы работать было еще удобнее, выработал некоторые правила (критерии) организации интерфейсов.
1. Запуск часто выполняемых действий в одно (максимум 2) касание.
2. Расположение элементов управления справа и/или внизу экрана (пусть левши меня простят).
3. Элементы на экране логически сгруппированы так (и только те которые действительно нужны), что интуитивно было понятно, в каком состоянии находится ТП.
4. Размер элементов управления, по возможности, максимальный, чтобы попадать по нему с первого раза.
5. Ну и т.д.
У меня вопрос:
Чем руководствуются уважаемые коллеги, при построении интерфейсов? Тупо по ТЗ заказчика? Тупо по личному убеждению или собственному представлению о правильном и неправильном, по собственному вкусу (Да-а аппаратчики скоро и к этому привыкнут!!!)? Строго по требованию выше стоящего руководства (запоролить везде где можно и нельзя)?
Я, например, подглядываю за удачными решениями (иногда они настолько очевидны, что просто не вызывают и тени сомнений).
Мои наблюдения:
Интерфейсы стали просто безобразные. Это издевательство какое-то над людьми.
Беда не только на панелях операторов, но и на мнемосхемах Scada-систем и экранных формах 1С-программ.
Разработчики стали гоняться за крутизной (навороченностью, универсальностью) вопреки, иногда, здравому смыслу.
Раскрасят (ешкин кот), что аж в глазах рябит. Лишь бы создать товарный вид. А функциональности и удобства ноль.
Добрый день, тоже задавался часто таким вопросом, тема, я считаю актуальная.
Из опыта за 10 лет Что я выяснил:
1. Чем "Тупее" и "Проще" меню, тем лучше.
2. Дизайн делаю минимальный - 2 цвета, один из них серый или белый, максимум три
3. Стараюсь объекты группировать
4. Делаю всё огромным и жирным, цифры кнопки, тумблера
5. Никогда не пользуюсь библиотеками, переключатели красивые никогда не делаю, все в одном тоне, простые кнопки и простые тумблера, Чаще всего ставлю "Квадраты" в одном цвете.
Вообще никто никогда не говорил мне какой должен быть интерфейс, никто из заказчиков толком не знает, говорят так, мне нужен станок, чтобы им управлять, и чтобы оно работало, всё сам сочиняю.
простому обывателю - пользователю, рисуй на экране что угодно, они все равно в этот экран боятся не то, что тыкать, просто смотреть..
Делаю для себя. Кому это действительно будет нужно, разберется.
Лучше сделаю с элементами "красоты"..
простому обывателю - пользователю, рисуй на экране что угодно, они все равно в этот экран боятся не то, что тыкать, просто смотреть..
Делаю для себя. Кому это действительно будет нужно, разберется.
Лучше сделаю с элементами "красоты"..
О вкусах конечно не спорят, но:
Какую информацию несут две картинки котлов, занимающие треть экрана на первом скрине?
Какую информацию несёт бесформенный фон на втором скрине? Затрудняет чтение значений для неприятеля?
Каков процент неверных попаданий в кнопки на экране?
Какую информацию несут две картинки котлов, занимающие треть экрана на первом скрине?
Показывают работу котла, состояние аварий, число включений.
Какую информацию несёт бесформенный фон на втором скрине? Затрудняет чтение значений для неприятеля?
Эстетическую.
Каков процент неверных попаданий в кнопки на экране?
процент неверных попаданий - 0.
я не пью и руки у меня не трясутся.
простому обывателю - пользователю, рисуй на экране что угодно, они все равно в этот экран боятся не то, что тыкать, просто смотреть..
Делаю для себя. Кому это действительно будет нужно, разберется.
Лучше сделаю с элементами "красоты"..
Не критика ради, но: не понятно зачем размещать управление яркостью экрана, временем и датой прямо на главном экране. Всеж уместно было отдельное меню: система.
Не понятное дублирование клавиш: схема котельной вверху слева, и тоже внизу справа. Они несут одинаковый функционал?
Ну в общем вопросов то много, если разбирать все))).
Ну а вообще к примеру есть руководства по созданию и разработки HMI.
Там много интересного есть.
Не понятное дублирование клавиш: схема котельной вверху слева, и тоже внизу справа. Они несут одинаковый функционал?
для примера брал старый проект.
там снизу, сейчас скрытая кнопка для перехода на экран скринсейва.
если разбирать все)))
я все это показывал не для разбора, а совершенно для другого.
как хочу так и делаю. и мне особо нет дела до каких то "инженерных психологий".
я все это показывал не для разбора, а совершенно для другого.
как хочу так и делаю. и мне особо нет дела до каких то "инженерных психологий".
Да я особо не критиковал. Так что показалось немного странным.
Ну насчет остального, к примеру (Rockwell Automation Руководство по разработке HMI ):
10. Производительность HMI.
При разработке HMI важно учитывать три критерия производительности: частоту обновления экрана, время переключения экранов и время реакции на действия пользователя.
10.1. Частота обновления экрана. Частота обновления экрана должна в два раза превышать максимальную частоту обновления отображаемых данных. Например, если данные обновляются раз в четыре секунды, то содержимое экрана должно обновляться раз в две секунды. Это помогает оператору быстро оценить изменения в состоянии системы. Не следует делать частоту обновления экрана слишком высокой, потому что это может привести к эффекту мерцания. Частота обновления данных может отличаться для разных параметров. Например, оперативные данные и сигналы тревог должны обновляться регулярно, а конфигурационные параметры могут обновляться только при их изменении пользователем.
10.2. Время переключения экранов. Время переключения экранов – это интервал между нажатием кнопки навигации и отображением на дисплее соответствующего экрана проекта. Слишком долгое время переключения может смутить пользователя или привести к нежелательным действиям (например, возвращению на исходный экран). Время переключения на экраны уровня 1 и 4 не должно превышать пяти секунд, а на экраны уровня 2 и 3 – двух секунд.
10.3. Время реакции на действия пользователя. Пользователи должны быстро получать обратную связь от HMI при выполнении каких-либо действий – например, при вводе новой команды оператор должен сразу увидеть, что она начала выполняться. Обратная связь позволяет оператору понять, что его действия были распознаны и обработаны системой. При вводе данных и нажатиях кнопок время реакции системы не должно превышать 2 секунд и быть меньше 0.5 секунд. Слишком долгая задержка может привести к тому, что оператор попробует повторно ввести данные или нажать на кнопку. Слишком быстрый отклик может смутить оператора (например, он может подумать, что данные изменились не из-за его действий, а по иной причине, и очень долго ругаться).
Вот Овен следует к примеру - СПК такие тормознутые)))
МихаилГл
08.09.2023, 15:27
Надо было не это из руководства цитировать, а про цветовые стили. А то наделают некоторые вырвеглазных решений, а операторы за мониторами по 12 часов без отрыва сидят. Тут слова "я так вижу" не подходят. Если делаешь для себя, то делай как хочешь, а для других надо соблюдать стандарты. Даже наши старые ГОСТы и то требовали элементарных правил для экранных форм.
МихаилГл
08.09.2023, 15:47
Вот моё решение, и то, я кнопки немного разнёс, чтоб не промазать при нажатиях...
Почти как в стандарте Роквелла, но всё равно, есть отличия. Особенно мне не нравится, что у них цвет работающего механизма белый. У меня бледно зелёный. А белый это готовность.
МихаилГл вам не кажется, что очень уж много элементов на одном экране ?
МихаилГл
08.09.2023, 17:15
МихаилГл вам не кажется, что очень уж много элементов на одном экране ?
Да, многовато, но, данная сенсорная панель будет находиться под защитным стеклом, так как очень пыльное производство, поэтому тут отражена вся технология. Сенсорное управление полностью продублировано на физических кнопках и кнопочной панели. А сенсорная панель как подстраховка.
Ну а во вторых (хотя не было во первых) это норм. Можно конечно реализовать многооконность, но не для закрытой панели, кроме этого окон всё равно должно быть как можно меньше. Одно окно - одна технология. Вы возможно не встречали мнемосхем крупного производства. На обогатительной фабрике, например, около 500 механизмов, и всё сгруппировано на 10 основных окнах при 4х мониторах ПК. Постоянно активны 4 мнемосхемы, где весь процесс, а другие 6 как доп вкладки. А тут всего 9 механизмов и масло станция.
.... а для других надо соблюдать стандарты.
покажете что нибудь своё?
Да, многовато, но, данная сенсорная панель будет находиться под защитным стеклом, так как очень пыльное производство, поэтому тут отражена вся технология. Сенсорное управление полностью продублировано на физических кнопках и кнопочной панели. А сенсорная панель как подстраховка.
Ну а во вторых (хотя не было во первых) это норм. Можно конечно реализовать многооконность, но не для закрытой панели, кроме этого окон всё равно должно быть как можно меньше. Одно окно - одна технология. Вы возможно не встречали мнемосхем крупного производства. На обогатительной фабрике, например, около 500 механизмов, и всё сгруппировано на 10 основных окнах при 4х мониторах ПК. Постоянно активны 4 мнемосхемы, где весь процесс, а другие 6 как доп вкладки. А тут всего 9 механизмов и масло станция.
Для панелей "под стеклом" начинал делать управление курсором, типа мышью водишь, а на экране панели курсор бегает
https://owen.ru/forum/showthread.php?t=20385&p=160064&viewfull=1#post160064
https://www.youtube.com/watch?v=EMdLjE8ooOA&
https://www.youtube.com/watch?v=i4SUlMTUtVY
А потом думал сделать возможность "нажимать" курсором на элементы управления на экране https://owen.ru/forum/showthread.php?t=20385&p=160132&viewfull=1#post160132
https://www.youtube.com/watch?v=hAUU42iI5VU
МихаилГл
08.09.2023, 18:49
покажете что нибудь своё?
Для себя не делал. Но то, что я показал во вложении, делалось без тз, и заказчик принял без замечаний.
МихаилГл
08.09.2023, 18:56
Для панелей "под стеклом" начинал делать управление курсором, типа мышью водишь, а на экране...
Смотрел отдельные видео. Вы конечно фанат этих штук, но у меня много всякого железа, поэтому работаю с тем, что проектировщик нарисует и заказчик согласует. Даже бесплатную скаду нашёл российскую, рапид скада... Функционал конечно не космос, но есть в ней отдельные элементы, которые импортные производители продают за 10000$, а тут бесплатно. Поэтому работаем с тем что есть, но выжимаем из имеющегося функционал дорогого оборудования, прям как вы из панелей.
Для себя не делал...
кто бы сомневался...
МихаилГл
08.09.2023, 19:10
кто бы сомневался...
Понимаете, есть отличие, делать для себя и делать для людей. Я уже говорил выше, что операторы сидят перед мнемосхемой технологического процесса всю 12 часовую смену. И на этой схеме 500 и более механизмов, а каждый механизм оснащён десятком датчиков.
Для себя вы можете нарисовать всё что угодно и в любых цветах. Вы вашей программой будете пользоваться раз в сутки 5 минут, и поэтому вы думаете что чем красочней, тем лучше, к сожалению это не так. В мнемосхеме не нужна графика, там важен функционал и удобство. Механизмы стараются рисовать контурами, чтоб приблизительно напоминал оборудование, при этом цвет механизма это его статус, например: серый - не готов, белый - готов, красный - авария, зелёный - в работе... Оператор посмотрел мельком и занимается другими делами.
Экран 12 дюймов. 24 зоны регулировки, в которых по два ПИД и куча всякой фигни.
интерфейс стилизован под винду, на "рабочем столе" (два стола, левый и правый. панелей две на участке) основная инфа меняет цвет с нейтрального или спокойного на что то яркое.
Размеры цифр максимально возможные, лишнего текста с описанием что это такое нет.
SV, % и режим (ручной-автомат) на рабочем столе.
Номер зоны это "ярлык" для перехода в подробное окно зоны нагрева.
т.е. принцип минимального количества нажатий, соблюдаю. Стилизуя под винду даю подсказку как тут ориентироваться.
Цвета тут почти вырви глаз, т.к. к этой панеле подходят только в случае необходимости и постоянно на неё не смотрят, но нужна высокая контрастность из-за окон на улицу.
Её дублёр в скаде немного спокойнее, фон светло серый.
70115
Я, иногда, практикую такой подход. Зная, кто конкретно будет пользоваться панелью (аппаратчики, мастера, лаборанты и т.д.), прошу каждого сделать набросок карандашом на листе А4 - "что он хочет на ней видеть (состав параметров), в каком виде (число, стрелка, бар), чем и как управлять (кнопка, тумблер и т.д.)?". Потом все собираю вместе, анализирую, даю свой вариант и с каждым обсуждаем. Иногда собираемся все вместе и жарко спорим. В результате получаем продукт, для которого даже инструкции писать не надо - все и так понимают о чем речь. Кто делает также?
МихаилГл
08.09.2023, 19:30
О, под виндовс ХР. Когда то считал её лучшей, чем 7ка. А теперь и 10ка ничего. Правда с каждой новой версией постоянно заново изучаешь где что находится.
МихаилГл
08.09.2023, 19:35
Я, иногда, практикую такой подход. Зная, кто конкретно будет пользоваться панелью (аппаратчики, мастера, лаборанты и т.д.), прошу каждого сделать набросок карандашом на листе А4 - "что он хочет на ней видеть (состав параметров), в каком виде (число, стрелка, бар), чем и как управлять (кнопка, тумблер и т.д.)?". Потом все собираю вместе, анализирую, даю свой вариант и с каждым обсуждаем. Иногда собираемся все вместе и жарко спорим. В результате получаем продукт, для которого даже инструкции писать не надо - все и так понимают о чем речь. Кто делает также?
Я тоже так поначалу старался (в рапортах к примеру, где, что, какие данные) , но в итоге всё говорили что пока не могут ничего придумать и мне приходилось включать в себе технолога и рисовать самому, потом показывал начальнику и он говорил, да, именно этого я и хотел, только вот тут и тут добавь ещё вот это...)
А вот у меня начальству все равно! Самые активные аппаратчики (особенно молодежь) и главное аргументированно!!
По моему представлению тема в большей степени эргономическая, чем из области инженерной психологии. Но это не главное.
По сути, как правило, пользователь (аппаратчик, оператор) находится на положении маленьких детей и как говорили Стругатские по этому поводу - "Ешь что дают и спишь где положат".
То есть все определяет разработчик. Для примера, если нужна аварийная кнопка то она соответсвующим образом выделяется.
Нужно учитывать, что излишества вредны - за деревьями не видно леса. Но в тоже время как бы с водой не выплеснуть ребенка. Противоречивых требований порой много и без
компромисса не обойтись.
Да! Вы правы, мы несколько отвлеклись. Давай-те обсудим ГОСТ Р МЭК 60447-2000 (https://files.stroyinf.ru/Data1/39/39796/index.htm).
Кто знаком с этим документом? Кто использует его в своей работе?
МихаилГл
09.09.2023, 13:10
Да! Вы правы, мы несколько отвлеклись. Давай-те обсудим ГОСТ Р МЭК 60447-2000 (https://files.stroyinf.ru/Data1/39/39796/index.htm).
Кто знаком с этим документом? Кто использует его в своей работе?
Там есть ещё ГОСТ 60073-2000, в вашей ссылке он фигурирует. Это о цвете.
А ещё: https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://ftp.owen.ru/CoDeSys3/98_Books/RockwellAutomationProcessHmiStyleGuide_ru.pdf&ved=2ahUKEwjny-TUpJ2BAxX_LBAIHdJ7DOgQFnoECBIQAQ&usg=AOvVaw01MiHt7D6QjgY0KydmaaMq
МихаилГл
09.09.2023, 13:13
Мне вот больше нравятся рекомендации Rockwell, я и начинал на их продуктах работать, пока ничего удобнее и логичнее их софта для контроллеров и scada не видел.
МихаилГл делая драйвер для протокола DF1 от Rockwell и не только их, наоборот понял, что из протоколов для последовательной шины нет ничего логичнее чем Modbus.
Особенно за расчеты CS и CRC программистов из Rockwell убить мало... Таким программистам надо руки в детстве отрезать, чтобы по клавишам бить не могли.
Так что все познается в сравнении.
Трудно быть объективным здесь. Но мне тоже не по вкусу огромное количество очень мелких графических элементов, между которыми огромное свободное пространство, пусть даже с щадящей расцветкой. По моему опыту пусть лучше 2 (максимам 3) числовых значения максимально возможного размера, хорошо видимых с расстояния 5 метров и являющимися основными для контролируемого ТП. Аппаратчиков (особенно пожилых) бесит необходимость одевать очки и, разглядывая панель вплотную, спичкой попадать по элементу управления.
Powered by vBulletin® Version 4.2.3 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot